elenashumkina@list.ru

Антон Павлович Чехов: рост и "эталонный" портрет

Антон Павлович Чехов: рост и "эталонный" портрет

15.01.2018


Школьная программа по литературе с Еленой Шумкиной

 

Здравствуйте, друзья.

Оказывается, Антон Павлович был высокого роста; и всего один портрет при его жизни приобрёл статус «Закончен». Не всё было гладко и просто, как кажется, – сегодняшнее стёклышко расскажет вам об этом…

 

Рост и «эталонный» портрет

Вместо эпиграфа хотим привести слова художника Константина Алексеевича Коровина: «Он был красавец. У него было большое, открытое лицо с добрыми, смеющимися глазами. Беседуя с кем-либо, он иногда пристально вглядывался в говорящего, но тотчас же вслед опускал голову и улыбался какой-то особенной, кроткой улыбкой. Вся его фигура, открытое лицо, широкая грудь внушали особенное к нему доверие, – от него как бы исходили флюиды сердечности и защиты…».

 

***

Часто все думают, что Чехов был низеньким, нездоровым человеком. Действительно, к концу жизни он изменился, так как тяжело болел туберкулёзом. Но в молодости, по описанию знакомых, Антон Павлович слыл «русским богатырём» и отличался крепким телосложением. В отпускном билете, выданном в 1879 году Таганрогской мещанской управой, написано, что его рост равен 2 аршинам и 9 вершкам (182 сантиметрам).

Актёр Юрий Васильевич Яковлев, рост которого 187 сантиметров, играл Чехова в театре, в спектакле «Насмешливое моё счастье» по пьесе Леонида Антоновича Малюгина*. И однажды ему разрешили примерить пиджак Антона Павловича; пиджак пришёлся ему впору.

 

***

В жизни А. П. Чехов был скромен. Он избегал художников и журналистов, не желая привлекать к себе внимание. Многие художники отмечали сложность работы с ним: он как будто всё время менялся. «Неуловимый Чехов» – так называл его Валентин Серов…

На считающемся хрестоматийным, эталонным, элегантном и манерном, единственном прижизненном законченном портрете Осипа Эммануиловича Браза** (остальные картины не были завершены) Чехов изображён сидящим в глубоком кресле с бархатной спинкой. В его тонкой, худощавой фигуре угадываются признаки надвигающейся болезни. Худое, строгое лицо склонено на бледную бескровную руку, глаза за стёклами пенсне беспредельно грустные и сухие.

Пожалуй, таким мы его себе и представляем…

Эта картина, написанная в очень холодных и тёмных тонах, была закончена художником в марте 1898 года в Ницце, а появилась по заказу известного коллекционера Павла Михайловича Третьякова. В письме к Чехову от 28 июня
1898 года Браз писал: «Ваш портрет я послал на днях в Москву, так как Третьяков пожелал иметь его теперь, но обещал до выставки его не повесить. К нему же в галерею он попадёт только после выставки в Москве и Петербурге...».

Работа над портретом велась около двух лет. Первый его вариант (1897 года) был забракован Третьяковым, второй – до чрезвычайности не нравился самому Чехову. «Ведь это плохой, это ужасный портрет»; «Мне противен бразовский портрет»; «Говорят, что и я, и галстук очень похожи, но выражение, как в прошлом году, такое, точно я нанюхался хрену»; «Если я стал пессимистом и пишу мрачные рассказы, то виноват в этом портрет мой»; «Портрет мне не кажется интересным. Что-то есть в нём не моё, и нет чего-то моего» – писал Антон Павлович.

Современники оценивали картину очень противоречиво. Критика упрекала художника за будничность позы, в которой он изобразил Чехова. Только лишь Александр Николаевич Бенуа, считавший Браза «одним из лучших портретистов своего времени», писал, что ещё не родившиеся поколения по достоинству оценят работу и будут благодарны автору за объективность исполнения.

Известны, как мы уже отметили, незаконченные прижизненные портреты (рисунки, наброски) А. П. Чехова, написанные родным братом Николаем Павловичем Чеховым, Исааком Ильичом Левитаном, Петром Александровичем Нилусом, Валентином Александровичем Серовым, Николаем Захаровичем Пановым, Николаем Павловичем Ульяновым. Так что, при известном желании, у каждого из нас может быть «свой» Чехов***

В общем, никогда не судите о внешности человека по фотографиям и портретам…

До свидания!

Татьяна Белоусова

 

*О жизни и творчестве Антона Павловича Чехова в период с 1883 по 1901 год. Спектакль поставлен в 1965 году на сцене театра имени Евгения Вахтангова режиссёром А. И. Ремизовой.

**Осип (Иосиф) Эммануилович Браз (1873–1936) – живописец, гравёр-офортист, литограф. Академик императорской академии художеств, один из представителей художественного объединения «Мир Искусства». Браз был признан одним из лучших портретистов своего времени. Его творчеству присущи красочность и непринуждённая манера написания, а также комбинирование различных художественных стилей и направлений. Его заветной творческой идеей было воскрешение изобразительного наследия русского парадного портрета.

***Мы представили как иллюстрации к сегодняшнему стёклышку два портрета: О. Э. Браза (1898 года) – о котором шла речь; и И. И. Левитана (1886 года) – который ближе всех подходит к нашему восприятию Антона Павловича…

 

« все записи

Контакты
elenashumkina@list.ru
Будем на связи
Если у вас есть какие-либо вопросы, вы можете связаться с автором, написав письмо!
Отправить
Какой то текст