elenashumkina@list.ru

Антон Павлович Чехов: "Пересолил" и "Злоумышленник"

Антон Павлович Чехов: "Пересолил" и "Злоумышленник"

28.01.2017


Школьная программа по литературе с Еленой Шумкиной

Здравствуйте, дорогие друзья.

А вот и следующее маленькое цветное стёклышко – о ранних рассказах Антона Павловича Чехова «Пересолил» и «Злоумышленник», которые изучают в рамках программы по литературе 5 класса.

Мы вновь не удержались, и делимся с вами ссылками на короткие фильмы по этим произведениям. Они похожи своим изображением русского мужика как до чрезвычайности бесхитростного и простого, – он или не понимает, что творит, или верит всему и всем подряд. Но «Пересолил» – юмореска, а «Злоумышленник» – уже целая трагедия.

 

«Пересолил»

Рассказ написан в 1885 году; впервые напечатан в № 46 журнала «Осколки»,
16 ноября; подписан: А. Чехонте. Он очень похож на басню, в которой один герой, дрожа от страха, своим страхом пугает второго, и тот боится ещё сильнее (и вот на этом возникает юмористическая ситуация). Возница прячет свой страх за молчанием, а землемер – наоборот, за разговором.

В этом маленьком произведении показано почтение, которое русский мужик традиционно питал в прошлом к господам; прослеживается мысль, ставшая впоследствии одной из любимых для позднего Чехова: внутреннее содержание человеческой личности очень часто не соответствует её внешним проявлениям, а люди невнимательны друг к другу и ленивы, потому мыслят штампами, не понимая, что перед ними равный им человек; в этих условиях внешность и социальная роль загораживают настоящий характер человека.

Мы видим и все основные черты стиля А. Чехова: простоту изложения; видимое отсутствие оценки повествователя (Антон Павлович даёт героям возможность самостоятельно раскрыть свои характеры); точность деталей; меткое и ёмкое название, ярко описывающее смысл всего текста.

 

«Злоумышленник»

Можно предположить, что в «Злоумышленнике» (написан этот рассказ также в
1885 году, опубликован в июле в «Петербургской газете») Антон Павлович рассказывает о реальных событиях – в конце 19 века произошло несколько крупных крушений поездов.

Речь в этой вещи идёт не столько о проблеме воровства, сколько, как и в рассказе «Пересолил», о сложностях и трудностях русского быта, о разных взглядах людей на одну и ту же вещь; о проблеме общей необразованности, тёмности, когда добросердечные по натуре люди совершают приводящие к тяжёлым последствиям преступления по незнанию; об отношениях господ и крестьян. Рассказ заставляет задуматься и над темой халатности в России и её подлинных виновниках.

«Злоумышленник» венчает целую традицию в русской литературе, придавая мысли, лежавшей раньше в основе, в частности, жанра романа, предельно сжатую форму. При этом мысль Чехова не обнажена, а обрастает плотью живых сцен и картин.

Отзывы современников о рассказе «Злоумышленник»

Критика выделила рассказ среди чеховских произведений того времени, он был признан шедевром.

В списке рассказов, отмеченных Львом Николаевичем Толстым и сообщённых
А. П. Чехову Ильёй Львовичем Толстым, «Злоумышленник» был отнесён к
«1-му сорту»
. Лев Николаевич Толстой: «“Злоумышленник” превосходный рассказ... Я его раз сто читал».

Русский писатель, поэт, философ, публицист, критик, издатель Леонид Егорович Оболенский: «Мелкие штрихи, иногда в одно слово, рисуют и быт и обстановку так ясно, что вы только удивляетесь этому уменью – свести в один крохотный фокус все необходимые детали, только самое необходимое, а в то же время взволновать и чувство ваше и разбудить мысль: в самом деле, вглядитесь глубже в этого следователя и в этого мужика, ведь это два мира, оторванные от одной и той же жизни; оба русские, оба в существе не злые люди, и оба не понимают друг друга. Подумайте только над этим, и вы поймёте, какая глубина содержания в этом крохотном рассказике, изложенном на двух с половиной страницах».

Русский писатель, общественный и земский деятель Константин Константинович Арсеньев: «В “Злоумышленнике” чрезвычайно живо обрисован крестьянин, сделавшийся преступником, сам того не зная и не понимая...».

 

Вместо заключения

Ранние рассказы А. П. Чехова: коротко о главном

Самые ранние чеховские произведения (чаще всего юмористические) имеют вот такие черты: анекдотическую краткость и неожиданные повороты сюжета, точность характеристик героев, яркость «фоновых» деталей. Но в то же время – в них уже есть «семена» поэтики его зрелых сочинений: нет детальных описаний природы и бытовой обстановки, скупо представлены суждения на философские и социальные темы; в «кусочках» из жизни и в рассказах-сценках часто мелькают будущие известные «открытые» финалы поздней прозы; чистая сатира всенепременно сглажена лёгкими юмором, комизмом.

Часто Антон Павлович (в духе М. Е. Салтыкова-Щедрина) сравнивал людей с рыбами, животными, насекомыми; но в его рассказах нет свойственного Михаилу Евграфовичу гротеска, а всё время виден обычный человек. Например, в одном из самых известных рассказов «Хамелеон» (1884 года) главный герой в один миг переходил от низкопоклонничества к самоуправству и от самодурства к холопству. Галерее персонажей Чехова – часто присущи черты хамелеонства, стремившегося вскрыть «тот сволочной дух, который живёт в мелком, измошенничавшемся душевно русском интеллигенте среднего пошиба». Приговоры Антона Павловича ничтожным людям порой безжалостны, но не жестоки: он оставляет человеку право на трагедию.

В ранней прозе Чехова за верхним слоем бытовой карикатурности просматриваются глубокое понимание нравственной коррозии человека, сочувствие к «маленькому человеку» и внутренний драматизм его несчастья; но одновременно видна и ненависть к фальши, подхалимству, лицемерию, скупости, цинизму и чинопоклонству.

Антон Павлович Чехов в своих ранних коротких рассказах раскрывал драму каждого человека, состоящую, прежде всего, из его внутренней бездуховности, повреждённости. Его рассказы заставляют обратиться к самим себе, выявить недостатки и своего поведения.

 

Жанр ранних рассказов

В работах разных исследователей одни и те же рассказы, с точки зрения жанра, классифицируются по-разному.

Например, литературовед Валерий Игоревич Тюпа полагал, что ранние рассказы Чехова принадлежали, в основном, к жанру литературного анекдота; он не делает исключения и для рассказов «Тоска», «Хористка», «Ванька».

А вот один из интереснейших филологов Александр Павлович Чудаков отмечал, что важнейшее место в раннем творчестве Антона Павловича занимала комическая новелла: юмористический рассказ, построенный по новеллистическим законам, – с неожиданным разрешением, остросюжетный. Шедеврами комической новеллистики Чудаков считал такие рассказы «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия» (их изучают в школе).

В работах многих чеховедов звучат более традиционные жанры: сценка, юмореска, юмористический рассказ…

 

Это было последнее стёклышко на сегодняшний день, посвящённое Антону Павловичу Чехову. Мы не прощаемся с ним, а ждём новых встреч…

До свидания!

 

Татьяна Белоусова

 

« все записи

Контакты
elenashumkina@list.ru
Будем на связи
Если у вас есть какие-либо вопросы, вы можете связаться с автором, написав письмо!
Отправить
Какой то текст