elenashumkina@list.ru

Самый известный памятник Ивану Андреевичу Крылову в России

Самый известный памятник Ивану Андреевичу Крылову в России

05.02.2018

 

Школьная программа по литературе с Еленой Шумкиной

 

Здравствуйте, дорогие друзья.

Продолжаем наш пёстро-логичный рассказ, состоящий из ярких осколков, о писателях-классиках и их творениях, которые изучают в рамках школьной программы.

Сегодня, и в несколько ближайших понедельников, – об И. А. Крылове…

 

Коротко

Иван Андреевич Крылов родился 2 (13) февраля 1769 года в Москве, умер
9 (21) ноября 1844 года в Санкт-Петербурге.

Русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Знаменит как автор комедий, трагедий и 236 басен (они – патриотичный образец русского реалистического искусства), собранных в девять прижизненных сборников, выпущенных с 1809 по 1843 год. Басни Крылова глубоко народны и по своей форме, и по своей художественной ткани – слову, языку. Они переведены более чем на пятьдесят языков; многие выражения из них стали крылатыми.

Александр Сергеевич Пушкин сказал о Крылове: «он обладает живописным способом выражаться».
Вот только два примера.

- Как-то раз Крылов повстречался в Летнем саду с компанией молодых людей. Один из этой компании решил подшутить над телосложением баснописца: «Смотрите, какая туча идёт!». Иван Андреевич услышал, но не смутился, посмотрел на небо и добавил саркастично: «И вправду дождик собирается. То-то лягушки расквакались».
- Писатель-завистник (их было, конечно, много) спросил: «И чего это Вас всё время печатают?». Крылов ответил: «Так ведь басни дети читают. Дети книжки рвут, вот их и переиздают».

 

Самый известный памятник Ивану Андреевичу Крылову в России

И. А. Крылов стал первым писателем, которому в России установили памятник по подписке; и вторым писателем, которому поставили памятник в России.

В ноябре 1844 года газетой «Петербургские ведомости» и некоторыми журналами был объявлен сбор средств.

К 1848 году собрали более 30 тысяч рублей. И в мае в конкурсе на создание проекта приняли участие скульпторы Иван Петрович Витали, Пётр Карлович Клодт, Николай Степанович Пименов, Пётр Андреевич Ставассер, Александр Иванович Теребенев.

Совет Петербургской академии художеств 26 ноября 1849 года одобрил проект Клодта (памятник Крылову – последняя крупная его работа). Предварительные наброски скульптуры принадлежат художнику Александру Алексеевичу Агину, который стоял у истоков реализма в русской иллюстрации.

П. К. Клодт вначале, на рисунке, изобразил Крылова в традициях античности: в римской тоге, с обнажённой грудью, сидящим на скале с книгой в руке. Но на том же листе изображён вариант памятника, напоминающий окончательный.

Фигура была отлита целиком, а не по частям, что свидетельствует о мастерстве Клодта как бронзолитейщика.

Памятник Ивану Андреевичу Крылову открыли 12 мая 1855 года, к десятой годовщине со дня его смерти. Он расположен недалеко от входа в Летний сад с набережной Невы, слева от главной аллеи (П. К. Клодт сам выбрал это место; предлагались иные). Краткая надпись на пьедестале гласит: «Крылову. 1855».

Трёхметровую, просто, без прикрас, сделанную фигуру любят все, кто приходит в Летний сад. Одухотворённое лицо и полная достоинства, спокойная поза говорят, что перед нами талантливый, незаурядный, умный человек. Пётр Карлович Клодт изобразил Ивана Андреевича в его будничной одежде последних лет – просторном длиннополом сюртуке. Крылов сидит на камне в непосредственной позе и держит раскрытую книгу, как бы машинально её перелистывая; но взгляд его обращён вперёд, широкое лицо имеет сосредоточенное, задумчивое выражение – чуть сдвинутые густые брови, сомкнутые губы и складка у рта. Может быть, в этот момент рождается новая басня?..

Небольшой пьедестал весь покрыт бронзовыми, вылепленными очень натурально, барельефами животных («Звери мои за меня говорят», – однажды заметил Иван Андреевич). Клодт внимательно прочитал все басни, составил список зверей. Лепить их скульптор предпочитал с натуры, так как был приверженцем реализма; говорили, что в его доме на время работы расположился целый зверинец.

Можно походить вокруг и повспоминать слова из басен – это замечательная память великому человеку!.. Но зверей нельзя рассматривать как иллюстрации к басням, только как подсказку к иносказанию, потому что, по выражению литературного критика, публициста Виссариона Григорьевича Белинского, «в лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, и действуют в них, но есть люди, и притом русские люди».

Через двадцать лет после открытия, во избежание порчи барельефов, памятник обнесли художественной металлической оградой, выполненной в стиле эклектика, вошедшей в моду в середине ХIХ века.

Музыкальный и художественный критик, историк искусства, этнограф и публицист Владимир Васильевич Стасов написал о памятнике: «Крылов сидит перед нами на камушке, в ежегодном своём сюртуке и панталонах, отяжелевшим, добродушным разгильдяем, каким он на самом деле под конец жизни был, без прикрас и без малейшей идеализации…».

 

Пожалуй, Иван Андреевич Крылов – один из тех немногих знаменитых людей, память о которых можно смело предлагать почтить не на кладбище, а возле памятника, установленного на народные деньги…

 

До свидания!

 

Татьяна Белоусова

Фотографии автора.

 

« все записи

Контакты
elenashumkina@list.ru
Будем на связи
Если у вас есть какие-либо вопросы, вы можете связаться с автором, написав письмо!
Отправить
Какой то текст