elenashumkina@list.ru

Красноярск

В книге "Сказка о городе К.", в первой, второй и третьей частях (и в ещё ненаписанных последующих), есть много персонажей и мест, знакомых жителям нашего города и края. Да и всей стране. Эта страница расскажет о них. Ведь интересно, как они выглядят на самом деле. И где находятся.
Мы вместе с вами прогуляемся по любимому Красноярску, постепенно пройдём по всем страницам книги (не пересказывая сюжет)...

Красноярск

Жил-был дом. Жил он в самом центре города К. − повезло, нечего сказать…

Так начинается глава вторая «Сказки о городе К.» (с. 10), которая называется так же, как первая часть, по страничкам которой мы с вами путешествуем, – «Дом и его друзья» и рассказывает о «том, что происходит, когда жители города К. засыпают».

Город К., так как наши прогулки реальные, сегодня превращается обратно в Красноярск. Вы спросите: куда пойдём? Ведь, как говорил Козьма Прутков, «Никто не обнимет необъятного», а наш город очень большой…

Мы хотим вспомнить, с чего начинался Красноярск; но заострим внимание не на давней истории, вы её и так прекрасно знаете, а о том, что «творится» с памятными местами в XXI веке.

Так как отдельный рассказ о часовне Параскеве Пятнице обязательно будет – мы не поедем на Караульную гору, а посетим два других места, с уже современными нам памятными знаками: памятник Андрею Дубенскому, там нас тоже ждёт вид на Красноярск − не хуже, чем с Караульной горы; и Стрелку (здесь мы уже были, когда вспоминали Командора Резанова, но сегодня − спустимся к Енисею).

Не станем перегружать ваше внимание кучей общих сведений, отметим только самое-самое основное. Как пишут на сайте администрации города http://www.admkrsk.ru, «Красноярск – крупнейший деловой, промышленный и культурный центр Восточной Сибири, столица Красноярского края, второго по площади субъекта России». Статус города приобрёл только к 1690 году; с 1822 − центр Енисейской губернии. На 1 января 2016 года в городе проживал 1 миллион 67,8 тысяч человек.

Ну а сейчас – в путь!

 

Памятник Андрею Дубенскому

Как обычно, пусть сказка живёт своей неповторимой жизнью. А мы – обратимся к страничке 15, на которой рассказывается, как старый деревянный дом Тит вспоминал прошлое (к величайшему сожалению, таких «возрастных» домов в городе не осталось, это очень удачная выдумка автора, − самые «пожилые» датируются XVIII веком…).

«Но, на моё счастье, главный казак, как бишь его, − Тит в этом месте чесал карниз, − Андрей Дубенский! сказал тогда: “Место сие красно... Пусть будет город”. Или что-то в этом духе…».

Ко времени основания Красноярского острога пространная территория Западной Сибири уже была присовокуплена к Российскому государству. В 1619 году был возведён Енисейский острог (сейчас − город Енисейск), на основном пути, по которому землепроходцы продвигались в Восточную Сибирь. В августе 1628 года отрядом казаков – в нём было 370 человек − под предводительством воеводы Андрея Ануфриевича Дубенского основан ещё один небольшой деревянный острог. Так как место было очень красивым (по другой версии – из-за красноватого цвета обрывистого берега Качи) − оно было названо воеводой Красным, или Красным Яром…

На Покровской горе, недалеко от КрасГМУ, стоит памятник Андрею Дубенскому – его открытие состоялось 30 августа 1997 года. Воевода с постамента смотрит на город, возвышаясь над местом впадения в Енисей реки Качи, где и возвели острог. Монумент (общая его высота, с постаментом, – 7 метров) поставлен на том самом месте, где, по легенде, Дубенский написал грамоту царю со словами: «на яру место угожее, высоко и красно, и лес близко всякой есть, и пашенных мест и сенных покосов много, и государев де острог на том месте поставить мочно». Кремлёвские стены и свиток в руках воеводы символизируют приказ царя о заселении Сибири.

Памятник (сначала он был гипсовым, но позже его заменили на бронзовый) был создан скульптором Владимиром Гиричем и архитектором Михаилом Меркуловым на пожертвования простых красноярцев. В 2002 году английская компания «Торн» подарила сложную подсветку из 8 прожекторов; благодаря этому новшеству, скульптуру можно разглядеть ночью практически отовсюду.

Поблизости разбит сквер имени Андрея Дубенского, окружённый оградой из красного кирпича, между звеньями которой – небольшие белые колонны, украшенные цветочными вазонами.

Дубенский был человеком необыкновенным и за время службы на благо государства проявил терпение, твёрдость, выдержку, целеустремлённость, мужество, дипломатические и воинские способности. За свои заслуги от царя он ничего не получил. Но мы − очень благодарны ему за Красноярск, на который взглянули сегодня с очень удобной, необычной, точки.

Ну а теперь спустимся к месту, где Кача впадает в Енисей…

 

О памятнике белой лошади; и о преобразовании Стрелки

Красноярск – один из немногих городов, жители которых знают, где начинался когда-то их город…

Сейчас здесь стоит памятник «Лошадь белая».

Согласно одной из легенд, воевода выбрался на берег Енисея, бросил на камень папаху, шашку, нагайку, изрёк, что на этом месте и построят город, а потом пошёл осматривать местность. Лошадь осталась отдыхать. Этот миг мы сейчас и видим, запечатлённый в прекрасной неподвижности.

Скульптурная композиция, так удачно вписавшаяся в пейзаж Стрелки, открыта в июне 2006 года; приурочили это событие ко Дню города. Лошадь (среднерусской породы) сделана в натуральную величину по старинной технологии из кованого железа; её высота около 1,5 м, вес − 430 кг; каждый элемент ковался отдельно, затем сваривался с другими. Чтобы правильность форм была соблюдена максимально точно, устроители проекта консультировались с ветеринаром.

Лошадь пьёт воду из небольшого озера (его диаметр примерно 10 метров). Три больших валуна логически завершают композицию. На одном из них − скульптура, на другом − атрибуты казака, а на третьем − фонтанчик-ручей. На камне поменьше прикреплена табличка с текстом: «Упокоила войницу мать сыра-земля − Сибирь гордая неподатливая». Но сама скульптурная композиция, несмотря на грустный текст, выглядит вдохновляюще живой. На камне, лежащем чуть поотдаль, − есть табличка с надписью: «В лето 1628 сошёл на этот берег отряд казаков с воеводою Андреем Дубенским ставить острог Красный Яр».

Меценат проекта − Юрий Лебедев; автор композиции Евгений Пащенко; лошадь сделал мастер художественной ковки Александр Артемов.

Площадка вокруг ансамбля – излюбленное место прогулок красноярцев. Потому что у этой территории в системе сакральных центров Красноярска есть своё, особое, неповторимое звучание.

Красноярский острог был полностью уничтожен пожаром 1773 года − лишь в посадской части осталось 30 домов, − восстанавливать его не стали. Присланный из Тобольска геодезист, сержант гвардии Пётр Моисеев, задал городу новую линейную планировку петербургского типа. Массив деревянных, старинных, к тому времени, домов – снесён в 1970-е годы вместе с Воскресенским собором и кладбищем, на котором был захоронен командор Резанов; затем построен БКЗ (открытие его состоялось в
1984 году).

Ну а в XXI веке… вокруг Стрелки уже долго ведутся споры и проходят нешуточные (пока словесные…) баталии. Как всегда, всё рассудит время, мы же просто сообщим факты.

21 сентября 2013 года недалеко от белой лошади − прошла торжественная церемония освящения места строительства собора; здесь появились крест и камень. Решение о возведении было озвучено осенью 2012 года во время визита Патриарха Кирилла в Красноярск (архитекторы в показе мест Патриарху не участвовали). На этом месте хотят воссоздать Богородице-Рождественский кафедральный собор*, общей высотой в 20-этажный дом, построенный в 1861 по проекту московского архитектора Константина Тона и взорванный в 1936 году (сейчас на его месте на проспекте Мира − здание краевого правительства). Горожане и архитекторы – не против возведения этого храма, но не здесь. Причин множество: от нарушения целостности пейзажа и сакральности места до проблемы сужения магистрали и банального подтопления в период паводков.

Вот такая недавняя история, которая может нарушить привычный ход вещей… Ну а мы хотим рассказать ещё об одном.

Для территории Стрелки уже много лет существует иной проект − воссоздание части Красноярского острога, с размещением восстановленных ценных памятников деревянного зодчества, с острожными башнями, на базе научно-восстановительной реконструкции острожных укреплений − чертежи и макет в 1977–1978 годах выполнены под руководством заслуженного архитектора России Эдуарда Михайловича Панова.

О создании этнографической деревни (считая, что необходимо сделать историю зримой для горожан) уже много лет говорит и теперь уже бывший главный архитектор края К. Ю. Шумов; им предлагались места: Стрелка, остров Татышева, Посадская протока, Покровка. Это не бюджетный музей, а коммерческое культурное
предприятие – с рядом собственников, объединённых общей программой (можно отразить всю главную хронологию Красноярска – от высадки отряда Андрея Дубенского; можно проводить фестивали, посвящённые событиям из истории города), включающей торговлю сувенирами, русские развлечения, сибирскую баню, участие в обрядах, сибирскую еду и т. д.**

Конечно у каждого горожанина – есть свой (самый лучший) Красноярск, своя (неповторимая) Стрелка… Какими их видите вы?..

Надеемся, что наша сегодняшняя виртуальная экскурсия вам не только пришлась по душе – как понравились вид с Покровской горы, памятник лошади воеводы и истории, с ними связанные, − но и пригласила к размышлениям…

 

По материалам Интернета и
публикациям газеты «Строительные новости и

 проблемы. Красноярск» (редактор О. С. Кечин)

 

*Богородице-Рождественский собор – самый большой храм дореволюционной Сибири, его освящение стало одним из главных аргументов в пользу создания на территории Енисейской губернии отдельной епархии. Храм был заложен на Новособорной площади (сейчас — пл. Революции) 15 июля 1845 года. Его строительство велось 16 лет. Первым его настоятелем стал протоиерей Василий Касьянов (дед известного революционера П. А. Красикова), он служил в нём 36 лет.

 

**Кстати. Одним из первых музеев под открытым небом стали иркутские «Тальцы» – искусственная деревня, созданная в 1980-м году из зданий, перемещённых с ложа водохранилища Усть-Илимской ГЭС. Потом туда были перевезены и другие дома, которые не удавалось сохранить на своём месте. Созданы четыре историко-культурные зоны: русская, бурятская, эвенкийская и тофаларская. Этот музей стал не только местом сохранения памятников, но и туристическим центром, и успешным культурно-познавательным бизнес-проектом…

 

« Вернуться назад

Контакты
elenashumkina@list.ru
Будем на связи
Если у вас есть какие-либо вопросы, вы можете связаться с автором, написав письмо!
Отправить
Какой то текст