elenashumkina@list.ru

В. П. Астафьев

В книге "Сказка о городе К.", в первой, второй и третьей частях (и в ещё ненаписанных последующих), есть много персонажей и мест, знакомых жителям нашего города и края. Да и всей стране. Эта страница расскажет о них. Ведь интересно, как они выглядят на самом деле. И где находятся.
Мы вместе с вами прогуляемся по любимому Красноярску, постепенно пройдём по всем страницам книги (не пересказывая сюжет)...

В. П. Астафьев

Сегодня мы вновь отправимся на Стрелку − чтобы вспомнить В. П. Астафьева. По сложившейся уже традиции, не станем перегружать ваше внимание общеизвестными фактами, а поделимся только самым, по нашему мнению, интересным…

Как говаривал писатель Астафьев, − Иннокентий любил вспоминать слова известных людей, − книга − всему голова. Говорил это Астафьев или нет, никому, кроме домового, было неизвестно, но домовой всегда настаивал на своём, и с ним никто не спорил.
(Страничка 11 части 1 книги Елены Шумкиной
«Дом и его друзья»)

Виктор Петрович Астафьев

(2 мая 1924 г., с. Овсянка − 29 ноября 2001 г., г. Красноярск) – советский писатель, прозаик, лауреат государственных премий СССР и РФ. Две основные темы
творчества − военная и деревенская.

Одним из первых его произведений был написанное в школе сочинение, в будущем превращённое в рассказ «Васюткино озеро». В 1951 году напечатан первый рассказ − «Гражданский человек». В 1953 году – опубликована первая книга («До будущей весны»).

Книги Астафьева, за их яркий, живой литературный язык и натуралистичное изображение военного быта, были чрезвычайно популярны в СССР и за рубежом, переведены на многие языки мира и издавались многомиллионными тиражами.

Каждый из нас, конечно же, читал его самые известные вещи:
«Звездопад» (1960−1972), «Конь с розовой гривой» (1963), «Где-то гремит
война» (1967), «Последний поклон» (1968), «Царь-рыба» (1976) … 

Памятник Виктору Петровичу Астафьеву на Стрелке

Возле здания культурно-исторического центра мы видим фигуру В. П. Астафьева на бронзовом постаменте, выполненную в полный рост (высота – почти 4 метра).

Писатель смотрит вдаль, на родное село Овсянку (оно описано им в произведении «Последний поклон») и на заповедник «Столбы». В скульптуре ярко выражены главные черты характера Астафьева: простота и энергичность.

Открыли памятник 29 ноября 2006 года, в день пятилетия со дня смерти, сын писателя Андрей и внуки Полина и Виктор. В торжественной церемонии принимали участие друзья, известные люди города.

Автор монумента − московский скульптор Игорь Линевич-Яворский (всего во всероссийском конкурсе участвовали шесть проектов из Москвы, Красноярска и Клина), архитектурное оформление провела мастерская Арэга Демирханова, автора концепции и большинства сооружений архитектурного ансамбля Стрелки. Территорию перед КИЦем Демирханов предложил последовательно благоустроить и назвать Площадью Согласия, что и было сделано.

Кстати…

В 2005 году скульптор Василий Сивцев предложил свой памятник. Астафьев Сивцева, одновременно величавый и простой, запечатлён в характерной для себя позе; его фигура как бы вырастает из земли, вписываясь в устойчивую пирамиду, устремлённую вверх. Руки, босые ноги, лицо – сделаны убедительно, но без излишнего натурализма. Скульптура должна была быть обращена лицом к Енисею.

Во всероссийском конкурсе принимал участие скульптурный проект красноярца Юрия Злоти. Предполагалось, что его более «живой» Астафьев с лодкой будет установлен у берега Енисея.

Можно ведь и продолжить прогулку…

1 мая 2004 года открыт мемориальный комплекс В. П. Астафьева в Овсянке, филиал Красноярского краевого краеведческого музея, в который входят: музей писателя (в доме, где он жил и писал с 1980 по 2001 год), Дом бабушки Е. П. Потылициной, часовня.

Парадность памятника на Стрелке уравновесила более человечная и живая, «домашняя» небольшая бронзовая скульптурная композиция: писатель сидит с женой напротив своего дома, во дворе, на скамеечке (вокруг − кедры и яблони, посаженные Виктором Петровичем). Мария Семёновна восторженно смотрит на мужа, а он – такой, каким его знали близкие люди: со стороны задумчивый, улыбающийся, доступный и простой.

Авторы композиции − скульптор В. Зеленов и художник В. Гирич

В 2004 же году на Слизневском утёсе, по дороге в Овсянку, установлен памятник, связанный с одним из самых известных произведений писателя (к 80-летию со дня рождения) − «Царь-рыба. Повествование в рассказах», написанным в 1972−1975 годах; ставшим огромным литературным событием. Виктор Астафьев очень любил бывать на этом утёсе. Возле скульптуры расположена восхитительная смотровая площадка.

«Царь-рыба» − осётр, символ освоения и укрощения природы. В сказке Астафьева человек пытается его укротить, но раненая царь-рыба, не покорившись, уходит от него в море, унося в своём теле множество крючков.

В композиции есть мраморная книга, размещённая на подставке высотой
80 сантиметров. Впечатлят детализация: шкурка рыбы так изящно сделана, что на ней можно рассмотреть следы от крючков и чешуйки.

Это единственный в России памятник литературному произведению с элементом вымысла, существующий на сегодняшний день.

Никакие памятники конечно же не превзойдут народной памяти. Виктор Астафьев – знаменитый наш земляк, рассказавший миру о Красноярском крае…

 

« Вернуться назад

Контакты
elenashumkina@list.ru
Будем на связи
Если у вас есть какие-либо вопросы, вы можете связаться с автором, написав письмо!
Отправить
Какой то текст