elenashumkina@list.ru

Коммунальный мост

В книге "Сказка о городе К.", в первой и второй частях (и в еще ненаписанных последующих), есть много персонажей и мест, знакомых жителям нашего города и края. Да и всей стране. Эта страница расскажет о некоторых достопримечательных местах и людях, упоминаемых в текстах. Ведь интересно, как они выглядят на самом деле. И где находятся.
Мы вместе с вами прогуляемся по любимому Красноярску, постепенно пройдём по всем страницам книги (не пересказывая сюжет)...

Коммунальный мост

Но чаще дом проходил мимо и шёл к набережной реки. Дом полагал, что такой красивой, широкой, вольной реки нет больше на свете. А какое у реки было имя − Енисей! сильное и мелодичное. Какое подходящее для реки. Дом знал из книг, что это имя значит “большая вода” или “великая вода”. Как это правильно, как гармонично. Над рекой люди построили мосты, но самым любимым был только один − Главный мост. Дом не представлял свою реку без этого моста. Летом мост казался незыблемой твердыней, весной и осенью он плавал в тумане и дожде и казался подвесным, а зимой мост был серебряно-хрустальным. На снежном мосту переливались разноцветные огоньки человеческого праздника, и дом тоже был счастлив, глядя на эти огоньки. (С. 15.)

Мы не зря вернулись на страничку 15 первой части книжки «Сказка о городе К.» и продолжили цитату. Прочитав, вы уже поняли, зачем. Сегодня нас ждёт путешествие по набережной Енисея и Коммунальному мосту. Поехали?..

Енисей

Название реки, пересекающей Красноярск, происходит от древнекиргизского «Эне-Сай» (мать-река) или от эвенкийского «Ионэсси» (большая вода). Сибиряки по праву называют её Енисеем-батюшкой.

Истоком Енисея считается озеро Кара-Балык в Саянских горах, из которого вытекает маленькая речушка Бий-Хема, или Большой Енисей. Сам же Енисей начинается в
г. Кызыле, где соединяются Большой Енисей и Малый Енисей (Ка-Хем). Впадает в Карское море Северного Ледовитого океана. Разделяет Западную и Восточную Сибирь. Самый главный водный путь Красноярского края.

Протяжённость − 5539 километров (первое место в России и седьмое в мире!). Всего в Енисей впадает около 500 крупных рек (их общая длина − более 300000 километров).

Набережная

Левобережная набережная стала такой, какой мы её знаем, в 60-х годах прошлого века (до этого времени единственной её функцией была функция причала). Она сразу полюбилась горожанам, и до сих пор остаётся самым популярным местом прогулок, особенно летом. Сейчас по набережной можно не только пройтись, но и прокатиться на велосипеде, роликовых коньках или пробежаться – для этого, по крайней мере, на уровне парка имени Горького, даже существует специальная разметка.

Периодически на набережной появляются новые объекты, заслуживающие внимания. Так, в мае 2012 года недалеко от центрального Дворца бракосочетания установили кованую «Лавочку влюблённых», сделанную вручную мастерами компании «Кузница Сибири» (они потратили более 250 килограммов железа). Вместо спинки – два переплетённых ажурных сердца, сидение изогнуто таким образом, что на нём невозможно сидеть далеко друг от друга (символ необоримого притяжения).

Несколько лет назад на сайте городской администрации были размещены интересные концепции благоустройства набережной, разработанные под руководством известных в городе архитекторов: творческим коллективом А. С. Демирханова, творческой мастерской В. И. Крушлинского, мастерской М. Л. Меркулова, группы О. Ф. Смирновой. Но дальше проектов, к сожалению, дело пока не очень продвинулось…

Кстати. Если интересно – с концепцией Демирханова можно ознакомиться тут: http://www.aakolotov.ru/2014/302 (внизу странички даны ссылки на остальные концепции).

Но набережная и сейчас очень красивая. В любое время года.

Коммунальный мост

Сегодня Коммунальный мост – один из самых известных символов Красноярска, в том числе благодаря купюре в 10 рублей…

До… Сначала был плашкоут – платформа, сооружённая на двух больших плоскодонных лодках, передвигавшаяся с помощью силы течения реки и каната и не препятствовавшая судоходству. Антон Павлович Чехов так описал Енисей и плашкоут в своих путевых заметках: «Енисей − могучий неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость... И паром через него замечательный, хитро устроенный, плывущий против течения...». Затем были − разводной понтонный и железнодорожный (с 1889 года) мосты. В 1930-е годы людей перевозили с берега на берег электропоезда, а задержавшихся по какой-то причине красноярцев поздним вечером и ночью переправляли лодочники; зимой ходили по льду. Вскоре понтонный мост перестал справляться с объёмными грузами, так как город очень энергично формировался, а на правом берегу сооружались промышленные предприятия.

Значение… Возведение Коммунального моста, который изменил перспективы и внешность Красноярска, было крайне важным этапом развития жилого и промышленного строительства на правом берегу. Нельзя не сказать и о красоте, и о развитии города. С моста и предмостных площадей мы можем увидеть Енисей во всей его шикарности, склоны Торгашинского хребта, неповторимую архитектуру города; а на острове Отдыха нас в любое время года ждут уникальные спортивные сооружения − Центральный стадион имени Ленинского комсомола и Дворец спорта имени Ивана Ярыгина (прежде Дворец спорта «Енисей»).

Немного о датах… Решение о необходимости моста приняли в январе 1940 года исполнительным комитетом Красноярского краевого совета, но воплощение этого решения пришлось отложить из-за Великой Отечественной войны, и возведение началось только 1956 году. Торжественный митинг-открытие состоялся
17 октября 1961 года, но ещё целый месяц проводили необходимые испытания, так что доступным для всех Коммунальный мост стал только 15 ноября.

Название… Мост назвали Коммунальным в силу того что он был нужен всему городу. Кстати, практически каждый красноярец, пока шло строительство, выходил на субботники и, как мог, помогал.

Технические особенности… Автомобильно-пешеходный. Материал − сборный железобетон. Длина, с дамбой и подходом, − 2 километра 300 метров (в пору возведения и до 2007 года – самый протяжённый автомобильный мост в Азии);
высота – 26 метров, ширина – 23,4 метра. Вес каждой из 20 полуарок – 1560 тонн. «Составлен» из двух мостов длиной 410 и 940 метров, разбитых дамбой, идущей через остров Отдыха. Опоры сооружены кессонным методом в 1956−1957 годах. В наши дни по мосту идут шесть полос движения.

При возведении моста впервые в СССР полусводы арок буксировали к месту монтажа теплоходы и ледоколы – за это он внесён в справочник ЮНЕСКО. Возглавлял буксирование бывалый капитан Михаил Алексеевич Чечкин.

Профессор архитектуры Александр Слабуха так писал о Коммунальном мосте: «Красноярский мост выделяется среди других подобных сооружений своей тектонической стройностью. При отдалённом восприятии мы видим лёгкие конструкции. Но как только оказываемся рядом с мостом, мы ощущаем всю мощь его устоев».

Авторы проекта и строители… Проект Коммунального моста сделал Александр Иванович Дмитриев.

Главный инженер проекта К. К. Ивашёва, руководитель Мостоотряда № 7
Н. А. Богдзель, главный инженер И. П. Калиников, начальник монтажного
участка А. И. Бахтин, начальник управления МКХ П. А. Егоров, были награждены Ленинской премией за использование и разработку технологии сооружения и замыкания арок без подстраховочных опор, − это нововведение значительно удешевило и сократило сроки строительства: мост был построен всего за пять лет; по временам Советского Союза, это очень быстро.

Сооружали мост перебазированный (по приказу транспортного строительства СССР Евгения Кожевникова) в краевой центр из Новосибирска Мостостроительный отряд № 7 и сотни строителей разных национальностей, многие из них потом остались в Красноярске.

Аварийное состояние… Песок для строительства добывали в районе Стрелки. Из-за этого Воскресенский собор − памятник архитектуры XVIII века – стал аварийным. Но, потому что в стране властвовал атеизм, всем было на это просто наплевать.

Уже история… Первый трамвай по мосту пустили 17 октября 1961 года − с правого берега до Театра оперы и балета. Но в 1994 году, из-за необходимости расширения полос движения для автомобилей и автобусов, трамвайные пути были демонтированы.

С Коммунального моста и с предмостных площадей распахивается ошеломляющий вид на город, на Енисей и на набережную. Особенно необычно и прекрасно мост выглядит ночью: в темноте он как будто растворяется, и издали видны только фонари, большое количество жёлтых огоньков, распускающихся в тёмной спокойной глади воды…

Понтонный мост. 1953 г.
Плашкоут
Митинг, посвящённый открытию моста
Набережная
 

« Вернуться назад

Контакты
elenashumkina@list.ru
Будем на связи
Если у вас есть какие-либо вопросы, вы можете связаться с автором, написав письмо!
Отправить
Какой то текст